Законопроектом, разработанным во исполнение перечня поручений Президента РФ, предусматривается внесение ряда изменений в законодательные акты сразу по 4 темам: об охране окружающей среды, о животном мире, об ответственном обращении с животными, а также лесное законодательство.
Прежде всего документ направлен на совершенствование действующего механизма правового регулирования в сфере обращения с животными без владельцев при безусловном сохранении принципов гуманности, а также отказе от методов, предусматривающих жестокое обращение с животными.
«Анализ применения законодательства в сфере ответственного обращения с животными показал необходимость введения нового регулирования, ранее отсутствовавшего в законодательстве Российской Федерации. Документом определяется деятельность по разведению животных, реабилитационных центров для диких животных и ряд других актуальных вопросов. Кроме того, он направлен на изменение существующего регулирования по вопросам, связанным с деятельностью приютов для животных, обращением с животными без владельцев, введением системы реагирования органов государственной и муниципальной власти по вопросам животных без владельцев и другие темы», — пояснил глава Минприроды России Александр Козлов.
В частности, в понятийном аппарате закона об ответственном обращении с животными предлагается исключить понятие «владелец», которое конкурирует с понятиями «владелец» и «владение», используемыми в гражданском праве, и дополнить понятием «безнадзорное животное» с одновременной корректировкой понятия «животное без владельца». Кроме того, предлагается остановиться на понятии приюта, как имущественного комплекса строго определенного назначения.
Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев отнесена к полномочиям субъектов РФ, представляется целесообразным заменить порядок правового регулирования с предписательного на ограничительный. Законопроект предоставляет возможность выбора сочетания возможных методов (размещение в приютах для животных, кастрация с последующим возвратом на прежние места, иные мероприятия) исходя из возможностей и особенностей каждого конкретного региона.
При этом все предложенные варианты мероприятий носят научно обоснованный и в то же время гуманный характер и направлены, прежде всего, на снижение вероятности нанесения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, а также предотвращение жестокого обращения с животными.
Документом также переформулированы цели деятельности по обращению с животными без владельцев. Это позволит уполномоченным органам госвласти оценивать эффективность управляющего воздействия и своевременно предпринимать меры по корректировке ситуации.
Также предлагается исключить ряд излишних ограничений деятельности приютов для животных с учетом того, что проектируемые положения распространяются на приюты для диких животных, цирковых, экзотических, в том числе конфискованных животных, реабилитационные центры.
Дополнительно вводится статья в Лесной кодекс, позволяющая осуществлять деятельность по реабилитации животных в лесах, как один из видов пользования. Это откроет возможность размещения реабилитационных центров для диких животных на землях лесного фонда.
Кроме того, законопроектом предлагается установить ряд норм, направленных на устранение возможности злоупотреблений, наносящих ущерб, в том числе редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. В частности, вводятся положения об аннулировании, приостановлении, возобновлении, прекращении действия разрешения на реабилитацию объектов животного мира.
Документ также предусматривает отнесение к полномочиям регионов создание систем реагирования на обращения граждан о причинении животными вреда их жизни и здоровью или об угрозе его причинения.
Помимо этого, законопроектом обозначены положения, позволяющие регионам сформировать механизмы стимулирования добровольной стерилизации, вакцинации, маркирования домашних питомцев с учетом индивидуальных особенностей. Это касается и урегулирования вопросов передачи животных в приюты при невозможности их содержания, изъятия, размещения в приютах в случае ненадлежащего обращения с ними.
Одной из сфер обращения с животными, требующей комплексного правового регулирования, предусмотренного законопроектом, является разведение животных, не относящихся к сельскохозяйственным. Превышение объема разведения животных над спросом на них, производство и продажа потомства, не соответствующего породе и иным характеристикам, лежит в основе грубых нарушений в области обращения с животными (оставление без попечения, уничтожение таких животных). Это в свою очередь, переполненность приютов для животных и иные негативные для общества последствия.
Бесконтрольное разведение диких и экзотических животных несет при этом дополнительные риски, связанные с безопасностью граждан, а самостоятельные действия в области селекции с целью получения новых видов животных несут потенциальную угрозу биологической безопасности страны, биоразнообразию и устойчивости сложившихся экосистем.
Исходя из этого, регулирование деятельности в области разведения животных предлагается проводить с активным использованием существующих и создаваемых объединений заводчиков животных: клубов, ассоциаций, федераций. При этом важная роль отводится саморегулированию таких организаций, через которое планируется решать большинство острых проблем, вызываемых на данный момент бесконтрольным разведением.
Комментарии экспертов:
Валерия Аверкиева — Президент Российского биологического общества:
«Реабилитационный центр – это ключевой инструмент в сохранении биоразнообразия страны. В данных заведениях размещаются пострадавшие в естественной среде животные диких видов, проходят лечение, реабилитацию и подготовку к выпуску в естественную среду.
Законодательство в части ответственного отношения к животным в России находится в состоянии формирования и в настоящий момент существует правовой пробел в виде отсутствия правового понятия «реабилитационный центр для диких животных».
Последствия данного пробела негативно проявляются на сохранении биоразнообразия. С одной стороны, добропорядочные общественники, оказывающие помощь диким видам животных, лишены какой-либо поддержки, с другой-присутствует деятельность правонарушителей, прикрывающих свою деятельность «помощью животным», например, изымающие из естественной среды животных под видом лечения для дальнейшей продажи (браконьерство).
Необходимо в кратчайшие сроки провести работу по устранению пробела в законодательства, нормативно установить понятие «реабилитационный центр для диких животных», а также требования для отнесения деятельности к организации работы реабилитационных центров, с целью исключения использования понятия нарушителями законодательства.
Следующим шагом необходимо проработать систему поддержки подобных организаций и обеспечить взаимодействие государства и общественности по сохранению биоразнообразия страны».
Кирилл Горячев — Вице-президент Региональной общественной организации «Московское общество защиты животных»:
«В конце 2018 года Россией был сделан важнейший шаг — принятие закона «Об ответственном обращении с животными…», что ознаменовало поворот в сторону гуманности. Как и любое новое дело, регулирование в данной сфере требует «донастройки», при безусловном сохранении основного курса государственной политики в данной сфере.
Деятельность по обращению с безнадзорными животными, или как их именует закон «животными без владельцев», должна быть равно как гуманной, так и эффективной. В снижении количества травм, уровня заболеваемости, дискомфорта, связанного с наличием таких животных, объективно заинтересовано абсолютное большинство граждан. К сожалению, часто работа по решению данных проблем направлена не на общественно полезный результат, а представляет собой освоение бюджетных средств, процесс ради процесса. Установление четких целей, оценка работы чиновников по их достижению — вот основной принцип повышения эффективности работы, как во благо людей, так и животных».
Светлана Зиберт — сопредседатель движения «Будь человеком»:
«Проблема владения домашними животными сегодня, как никогда привлекает общественное внимание. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что проблема бездомности домашних животных имеет место лишь в странах, где отсутствует контроль за разведением домашних животных.
Перепроизводство собак и кошек значительно превышает спрос на них, потому проблема не может быть решена только регулированием численности уличных животных.
Вопреки устойчивому мнению, выброшенные домашние животные практически не пополняют популяцию уличных животных. Домашние животные очень быстро погибают, оказавшись на улице.
Однако, выброшенные животные, в основном, ненужный приплод от домашних питомцев, создают проблему переполненности приютов, в которых не хватает места для животных, родившихся на улице.
Разведение и торговля животными никак не контролируется и не ограничивается государством.
Сегодня собаку или кошку практически любой породы можно легко приобрести за несколько тысяч рублей. Процветает торговля дикими животными. Массовое производство домашних животных в квартирах и на дачах непрофессиональными заводчиками практически не оставляет никаких шансов беспородным или выброшенным животным найти семью. Спрос на животных из приютов в таких условиях остается крайне низким.
Вопреки заверениям многих заводчиков о том, что они преследуют исключительно цели сохранения и улучшения породы, простой анализ рынка продажи животных показывает, что данная деятельность, осуществляемая, как правило, физическими лицами, носит преимущественно коммерческий характер. При этом большинство продавцов на рынке не имеет никакого отношения к заводческой (селекционной) деятельности.
Львиную долю в структуре продаж занимают популярные породы собак и кошек, при этом хорошо знакомые нам некогда популярные породы собак, такие как, например, афганская борзая, колли, миттельшнауцер, эрдельтерьер или ньюаундленд сегодня встречаются крайне редко.
Бесконтрольное разведение домашних животных на продажу наносит серьезный ущерб интересам общества и государства, которое безуспешно тратит бюджетные деньги на попытки решить проблему бездомных животных.
Необходимо понимать, что целью регулирования деятельности заводчиков является не заставить легализоваться и платить налоги всех участников этого рынка, а значительное сокращение породного разведения за счет ухода с рынка непрофессиональных заводчиков, преследующих исключительно коммерческие цели.
Регулирование заводческой деятельности необходимо осуществлять с учетом многолетнего опыта работы организаций, осуществляющих деятельность в области кинологии, фелинологии и иной селекционной деятельности.
Правила разведения животных должны быть обязательными для всех физических и юридических лиц. При этом наиболее эффективным представляется регулировать деятельность заводчиков осуществлять через клубы, объединенные в кинологические, фелинологические и иные ассоциации, уставными целями которых является деятельность по сохранению и развитию породного разведения.
В условиях коммерческой направленности и отсутствия количественных ограничений по производству собак и кошек, легальный рынок даст такое же перепроизводство животных, как и рынок нелегальных разведенцев.
Введение разумных квот на разведение и продажу породных животных за короткий срок позволит урегулировать ситуацию с избыточным предложением на рынке. Повышение стоимости породных животных наряду с пропагандой животных из приютов будет стимулировать население забирать животных из приютов.
Как показал опыт европейских стран, ограничение разведения породных животных наряду с массовой стерилизацией домашних животных, являются ключевыми факторами для решения проблемы бездомных животных».