На Дальнем Востоке жертвами кроукиллеров все чаще становятся не городские вороны или сороки, а более редкие и благородные хищные птицы.
Сотрудники зоосада «Приамурский» и ученые-орнитологи, что под Хабаровском, серьезно обеспокоены новомодным увлечением, которое распространилось среди молодых дальневосточников. Так называемый кроуиллинг (охота на ворон) на Дальний Восток пришел из западных регионов страны. Интернет буквально забит видеороликами, где кроукиллеры, скрывая свои имена и лица, хвастаются сомнительными достижениями. Безжалостную охоту на ворон любители такой стрельбы по живым мишеням оправдывают тем, что эти птицы якобы вредны. Однако на Дальнем Востоке жертвами кроукиллеров все чаще становятся не городские вороны или сороки, а более редкие и благородные хищные птицы.
Житель поселка Краснореченский Олег Казаков на окраине заказника «Хехцирский» подобрал подстреленного сокола-конюка. Птица лежала в снегу и не подавала признаков жизни. Кто-то развлекался тем, что стрелял по живым целям. Птица сейчас живет в подсобном помещении цеха деревообработки на окраине Хабаровска.
— Пуля попала в голову. Контузия у него была, — вспоминает Олег Казаков. – Трещины, правда, не было черепа, все проверили. А потом нашли второго. У второго было полностью перебито крыло, ему делали операцию, вставляли спицу.
Второго сокола выходить не удалось. Первая птица идет на поправку. У него восстановилось зрение, и он уже ловит мышей. Сокол-подранок привык к людям и, похоже, даже на кличку отзывается – Сварог.
В хабаровском зоосаде целое здание забито ранеными хищниками. Подстреленных ястребов, сов, коршунов и даже орлов, сюда привозят со всего края и из соседнего Приморья. Сотрудники пытаются объяснить, что зоопарк не ветеринарная клиника и не лазарет, но и отказать принять пострадавших от такого новомодного развлечения птиц не могут.
— Вот вы видите, у совы вообще нет крыла, объясняет и. о. директора зоосада «Приамурский» Елена Асейдулина. – И, на мой взгляд, выставлять такую птицу на экспозицию не совсем правильно. Я считаю, что для таких зверей и птиц должен существовать специальный центр реабилитации. Мы не можем выполнять функцию центра реабилитации. Я вынуждена их кормить, здесь вот содержать, я не могу показать их людям.
Тем не менее, некоторых пернатых инвалидов сотрудники зоосада все же решились выставить на всеобщее обозрение. Вот этот орлан совершенно слеп. В пространстве ориентируется исключительно по звуку. Не исключено, что в будущем в парке появится и специальная экспозиция, посвященная человеческой жестокости, где увидеть жертв кроукиллеров сможет любой ребенок. Может быть, тогда мода на садистское развлечение сойдет на нет.
Как отмечает сотрудник Института водных и экологических проблем ДВО РАН орнитолог Владимир Пронкевич, жертвами кроукиллеров зачастую становятся птицы, занесенные в красную книгу России или даже в международную красную книгу. Эту деятельность ученый назвал откровенным криминалом. Зачастую редких орланов и кречетов стреляют, чтобы сделать из них чучела, которыми забиты сувенирные лавки Хабаровска и Владивостока.